Cотрудники Этнографического отдела Музея истории города - курорта Сочи приняли участие в поисковой экспедиции «Маршрут памяти»
9 марта 2016 года сотрудники Этнографического отдела Музея истории города - курорта Сочи приняли участие в поисковой экспедиции «Маршрут памяти». Группа поисковиков во главе с руководителем лазаревского отделения краевой организации «Кубанский плацдарм» Гартманом Александром Владимировичем, а также съемочная группа телевидения « ГТРК Сочи» отправились к месту падения самолета прославленного летчика Д.Л. Калараша. Это уже четвертая по счету поисковая экспедиция к памятному месту, и она стала возможной, благодаря помощи, оказанной поисковикам местным жителем из села Гойтх, который указал место падения самолета.
Сотрудники музея рассказали участникам экспедиции о том, что 29 октября 1942 года подполковник Д.Л. Калараш вылетел во главе группы истребителей на прикрытие с воздуха позиций 9-й Гвардейской стрелковой бригады, наносившей контрудар по противнику, прорывавшемуся в направлении посёлка Лазаревское. Вместе с ведомым самолетом капитана С.С. Щирова он вступили в бой с шестёркой «Ме-109». Когда два из них были уже сбиты, Щиров сообщил Дмитрию, что он тяжело ранен и идёт на посадку. Немцы пытались сбить планирующий истребитель Щирова, но Калараш прикрывал друга до тех пор, пока тот не оказался в безопасности. Отбивая атаки врагов, Дмитрий, получив несколько ранений, израсходовал весь боезапас.
Сотрудникам музея удалось обнаружить воспоминания участников событий, в которых читаем следующее: «Калараш таранил вражеский истребитель. Раненый лётчик выпрыгнул с парашютом из повреждённой машины, но ударился о киль. Все надеялись, что Калараш жив, что он вернётся. Но через два дня из Туапсинского госпиталя сообщили, что Дмитрия Калараша действительно доставили туда с места приземления, однако во время прыжка он получил сильный ушиб грудной клетки, и спасти его не удалось».
На месте падения самолета остались мелкие обломки его частей. Все уже давно было разобрано и унесено. Однако, поисковики - летчики - профессионалы, и они по фрагментам точно могут сказать какой это тип самолета, и многое другое. Так, например, Гартман А.В. объяснил: «По раздробленным частям лопастей самолета можно утверждать, что самолет вошел в землю с работающим двигателем».
Заведующая этнографическим отделом Музея истории города- курорта Сочи Е.Н. Девина рассказала участникам экспедиции: «Чем больше вникаешь в детали события, тем больше возникает новых вопросов. Дочь Дмитрия Леонтьевича Калараша - Инна Дмитриевна, которая постоянно приезжает в Лазаревское на встречи ветеранов 236 авиадивизии, рассказывала о том, что по воспоминаниям очевидцев, отца нашли висящим на стропах парашюта на дереве уже мертвым. Чтобы установить истину, необходимо было сделать запрос в архив госпиталей Туапсинского района. Ответ был получен. Согласно справке из Центрального архива военно-медицинских документов: «В общем учете раненых, больных и умерших в лечебных учреждениях Советской Армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. сведений о Калараше Д.Л. не имеется. В документах госпиталей, расположенных в г. Туапсе и поступивших на хранение не полностью, за 1942 год, сведений о нем нет».
История жизни и смерти Героя Советского Союза, подполковника Калараша Дмитрия Леонтьевича требует новых исследований. Экспедиция « Маршрут Памяти» продолжается.
← Назад